среда, 13 октября 2010 г.

Ницше. Странник и его тень.
 5
     Язык и действительность.
Люди с притворством презирают  самые близкие к ним вещи, хотя,  на самом деле, они наиболее важны для них. Так, например, говорят,  что  "люди  едят  только  для того,  чтобы жить", -  но  ведь  это постыдная ложь также как и та,  в  силу которой будто бы деторождение только имеется в виду при удовлетворении своего сладострастия. И, наоборот, высокая оценка самых "важных" вещей почти всегда не настоящая. К  этому притворству, к этим преувеличенным выражениям приучили нас жрецы и метафизики;  но они не переделали те чувства, в силу которых мы понимаем, что эти важнейшие вещи не так  важны,  как  те  презренные,  но  очень  близкие  нам  вещи.  Печальным результатом  подобной  двойственности  является то,  что самые близкие вещи, как,  например,  еда, жилище,  одежда,  взаимные отношения,  уже  не  служат предметом непрестанного, всеобщего внимания  и заботы; они слишком низки для того, чтобы на них  серьезно направлять  наши интеллектуальные  и творческие силы;  так  что  здесь,  над  неразумными  людьми,  особенно  над  неопытной молодежью,   одерживают   верх   привычка   и   легкомыслие.  Однако,  такое презрительное нарушение элементарных  правил гигиены тела  и духа приводит и молодых  и  старых  к  постыдной  зависимости  и несвободе.  Я  подразумеваю излишнюю зависимость от врачей, учителей и  попечителей о наших душах,  гнет которых тяготеет над всем обществом.

10
     Не  чувствовать  новых  оков.
Пока  мы  не  чувствуем  гнета  нашей зависимости,   мы   чувствуем   себя   свободными:   это  ложное  заключение свидетельствует  о  гордости  и  властолюбии  человека,  так  как  оно  этим устанавливает,   что  человек,  при  всяких  обстоятельствах,   как   только появляется  зависимость,  тотчас замечает и определяет  ее, в силу  чего  он необходимо допускает, что вообще человек пользуется независимостью, и если в виде  исключения  утрачивает  ее,  то  непременно  чувствует  это.  Но верно противоположное мнение, а именно, что человек всегда в сложной зависимости и чувствует себя свободным лишь потому, что благодаря долголетней  привычке не ощущает своих  оков.  Только новые  оковы  чувствует он.  "Свобода  воли"  - значит, в сущности, отсутствие ощущения новых оков.

36
     Становиться лицемером.
Лицемером  становится  каждый  нищий  - как и всякий,  кто в силу нужды (явной или тайной) избирает себе род деятельности. Нищий  далеко  не  так   сильно  чувствует   нужду,   как  должен  дать  это почувствовать другим, если хочет жить подаянием.

38
     Угрызения  совести.
Угрызения  совести -  такая  же глупость, как  и грызня собакой камня.

52
     Из чего состоит совесть.
Содержание нашей совести составляет все, что во   времена  нашего  детства  постоянно,  без  всякого  объяснения  причин, требовали   от   нас  люди,  внушавшие  нам  страх  или  уважение.  Совестью пробуждается  в нас  то чувство  долга (это  можно  делать,  а того нельзя), которое  не спрашивает: почему я должен это  делать. Во всех случаях, когда, совершая  что-нибудь,  задаются  вопросы: "почему"  и  "для  чего",  человек поступает  без участия совести; хотя это не значит, что он действует вопреки ей. Вера в  авторитеты есть источник совести; следовательно, она является не голосом  высшей справедливости в душе человека,  а  отголоском  мнений одних людей в другом человеке.

55
     Опасность слова  для духовной  свободы.
Каждое  произнесенное  слово влияет на свободное мнение другого.

143
     Полуслепец.
Полуслепец -  смертельный враг всех несдержанных авторов. Последние узнают о его злобе, когда он, захлопывая книгу, замечает при этом, что издателю  ее понадобилось  пятьдесят страниц, чтобы выразить всего  пять мыслей. Причина его озлобления заключается в том, что он  почти  без  всякой пользы для себя подвергал остаток своего зрения опасности. - Один полуслепец сказал: все авторы слишком распущены.

175
     Посредственность, как маска.
Посредственность  - чрезвычайно удачная маска,   которою   может  прикрываться   сильный  ум,   чтобы  скрыть   свое превосходство над  толпой,  т.  е.  над людьми  посредственными. Сильный  ум надевает  эту маску ради  толпы, чтобы не раздражать ее, часто  из-за одного сострадания и доброты.
 
200
Слова  одинокого.
В  награду  за  тоску,  скуку,  уныние,  как  за  естественные   следствия  уединенной  жизни  без  друзей,  без   книг,   без обязанностей   и   страстей,  человек  имеет  несколько  коротких  мгновений глубочайшего самоуглубления и единения с природой. Ограждая себя  от уныния, он тем  самым ограждает себя от  возможности быть  наедине  с самим собой, и никогда   уже   ему   не  придется  испробовать  освежительного  напитка  из собственного глубокого внутреннего источника.

206
     Забывчивость относительно  намерений.
В пути  обыкновенно забываешь о цели. Почти всякая  профессия является сначала  - только  средством, а затем конечной целью. Забвение целей самая обычная глупость людей.

305
     Самая необходимая  гимнастика.
Вследствие недостатка самообладания  в мелочах можно  лишиться этой  способности и  в  более  крупных  вещах.  Если человек в течение дня ни разу  не отказал  себе  ни  в одном  своем, хотя бы мелочном, желании, то он дурно воспользовался этим днем и дурно подготовился к следующему. Подобного  рода гимнастика  необходима  для  человека, если он
хочет иметь удовольствие управлять собой.

328
     Глубина и скука.
В глубоких людях, как в глубоких колодцах, все, что в них ни попадает,  долго не  достигает дна. Зрители, которые обыкновенно не достаточно долго ждут, легко принимают таких людей за неподвижных и черствых или даже за скучных.

339
     Снисходительность  мудреца.
Снисходительно,  как  царь,   невольно относится мудрец к людям и держится одинаково со всеми, несмотря на различие дарований, положений и нравов. Подметив это, люди страшно на него обижаются.

343
     Иметь большой  ум.
Иметь  большой ум значит дольше оставаться юным. С этим нужно примириться, чтоб  казаться старше, чем  мы  на самом деле.  Ведь люди  принимают черты, проводимые  умом  за  следы жизненного  опыта, т.  е. долгой  плохой жизни, полной страдания, заблуждения, раскаяния.  И так,  кто одарен большой духовной  силой  и кто проявляет ее, тот и считается старше и хуже, чем он есть на самом деле.

2 комментария:

  1. Все-таки он слишком категоричен иногда, мне кажется

    ОтветитьУдалить
  2. Он имморалист, для него это естественно.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.